Классификация API ( American Petroleum Institute ) подразделяет все моторные масла на две категории:

Моторные масла – это жидкие смазочные материалы, предназначенные для снижения трения между движущимися деталями двигателей внутреннего сгорания.

Стандарты и промышленные организации, такие как

Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API),

Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA).

Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO).

Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE),

устанавливают специальные нормы для смазочных материалов. Каждая норма определяет технические требования, физические свойства (такие как вязкость), результаты испытаний двигателя и другие критерии для составления смазочных материалов и масел.

Классификация масел по API

Классификация моторных масел по API является базовой и общепринятой практически во всем мире. Действующие стандарты разделяют моторные масла на две основные категории.

Расшифровка маркировки

Знак сертификации API “Звезда”

Моторное масло, отмеченное этим знаком, отвечает текущим требованиям стандартов по требованиям защиты двигателя и топливной экономичности международного комитета по стандартизации и апробации (ILSAC). Большинство автопроизводителей рекомендуют масла, имеющие этот знак.

Сервисный знак API “Пончик”

  1. Уровень характеристик. Моторные масла, предназначенные для легковых автомобилей и легких грузовиков попадают под категорию “S” (Service). Масла, предназначенные для тяжелонагруженных грузовиков и ТС с дизельными двигателями попадают под категорию “C” (Commercial). Масла могут быть универсальными и подходить для обоих типов двигателей.
  2. Диапазон вязкостей. Измеряется способностью масла сохранять текучесть при определенных температурах.
  3. Энергосбережение. Надпись означает, что масло обеспечивает повышенную топливную экономичность.

Знак сертификации API “Щит”

Масла, отмеченные этим знаком, отвечают текущим требованиям ILSAC GF-6B. Этот знак применим только к маслам вязкости SAE 0W-16.

Классификация моторных масел по API бензиновых двигателей

API SG

Устаревший класс моторных масел, который был актуален с 1988 года. По сравнению с классом API SF, моторные масла API SG обладают лучшей защитой от износа двигателя, окисления и образования шлама.

API SJ

Класс моторных масел API SJ был актуальным с 1996 по 2001 год. По сравнению с предыдущими стандартами, были повышены требования по совместимости с катализаторами и термоокислительной стабильности.

API SL

Класс API SL описывает масла, предназначенные для двигателей, разработанных до 2004 года. По сравнению с прошлыми стандартами, улучшена совместимость с катализаторами, повышены требования к испаряемости, энергосберегающим, антиокислительным, моющим и противоизносным свойствам.

API SM

Класс API SM утвержден в 2004 году. В классе API SM ужесточены требования по стойкости к окислению и свойствам при отрицательных температурах. Кроме того, введен лимит на содержание фосфора до 800 ppm для масел xW-20 и xW-30.

API SN

Отличия API SN от API SM более существенны, чем SM от SL. Ужесточены требования по содержанию фосфора для совместимости с каталитическими нейтрализаторами, обеспечению износостойкости и энергосбережению. Масла API SN можно использовать в ДВС, работающих на биотопливе. Действует лимит на содержание фосфора 800 ppm для масел xW-20 и xW-30. Масла API SN могут быть энергосберегающими. В этом случае они маркируются как API SN-RC.

API SN Plus

Перед введением нового класса API утвердил промежуточную спецификацию API SN+, которая отличается от API SN дополнительным тестом на феномен неконтролируемого преждевременного воспламенения топливно-воздушной смеси – Sequence IX.

API SP

Масла API SP превосходят масла категорий API SN и API SN+ по следующим критериям:

  • Защита от износа цепи ГРМ;
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
  • Защита от неконтролируемого преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI, Low Speed Pre-Ignition).

LSPI (Low Speed Pre-Ignition) — малоскоростное предварительное зажигание — явление, характерное для современных двигателей GDI, TSI и т.п., в которых при средних нагрузках и средних оборотах происходит самовоспламенение топливовоздушной смеси на середине такта сжатия. Эффект связан с попаданием в камеру сгорания мельчайших частиц масла. Тест носит название API Sequence IX, который проводится по методике Ford на двигателе Ecoboost T20HDTX. Согласно требованиям, за время испытания допускается не более 5 случаев LSPI.

Масла API SP могут быть энергосберегающими. В этом случае они маркируются как API SP-RC.

Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей

API CF-4

Масла стандарта API CF-4 обеспечивают защиту от нагара на поршнях, снижают расход на угар. Предназначены для применения в четырехтактных дизельных ДВС, работающих на высоких скоростях.

API CF-2

Масла стандарта API CF-2 предназначены для использования в двухтактных дизельных ДВС. Предотвращают стирание цилиндров и колец.

API CG-4

Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, образование сажи, пены и окисление. Основной недостаток – зависимость ресурса масла от качества топлива.

API CH-4

Масла стандарта API CH-4 удовлетворяют повышенные требования по уменьшению износа клапанов и образования нагара.

API CI-4

Стандарт введен в 2002 году. Масла стандарта CI-4 обладают улучшенными моюще-диспергирующими свойствами, повышенной устойчивостью к термическому окислению, сниженным расходом на угар и улучшенной холодной прокачиваемостью по сравнению с маслами стандарта CH-4.

API CI-4 Plus

Стандарт для дизельных ДВС с более жесткими требованиями по уровню сажи.

API CJ-4

Стандарт введен в 2006 году. Масла CJ-4 предназначены для ДВС, оборудованных сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.

API CK-4

Новый стандарт полностью основан на предыдущем CJ-4, при этом было добавлено два новых моторных теста, на аэрацию и окисление, и ужесточен один лабораторный. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.

  1. Защита от полировки гильзы цилиндра
  2. Совместимость с сажевыми фильтрами
  3. Защита от коррозии
  4. Предотвращение загущения от окисления
  5. Защита от высокотемпературных отложений
  6. Защита от воздействия сажи
  7. Противоизносные свойства

API FA-4

Категория FA-4 предназначены для дизельных моторных масел вязкости SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами. Допустимое содержание серы в топливе не более 15 ppm. Стандарт не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями.

Классификация моторных масел по ILSAC

Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей (AAMA) совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC – International Lubricant Standardization and Approval Committee). Целью создания ILSAC являлось ужесточение требований, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.

Классификация моторных масел по ILSAC описывает смазочные материалы для азиатских (японских, корейских, китайских) и американских легковых автомобилей с бензиновыми двигателями. Масла, соответствующие требованиям ILSAC, обладают следующими особенностями:

  • пониженная вязкость масла;
  • пониженная склонность к пенообразованию (ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
  • сниженное содержание фосфора (для продления срока службы каталитического нейтрализатора);
  • улучшенная фильтруемость при низких температурах (испытание GM);
  • повышенная стойкость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при повышенном давлении);
  • улучшенная топливная экономичность (испытание ASTM, Sequence VIA);
  • низкая летучесть (по NOACK или ASTM).

ILSAC GF-3

Стандарт ILSAC GF-3, разработанный в 2001 году, соответствует классу API SL. Этот стандарт предъявляет повышенные требования к экологичности масел, их способности к экономии топлива, повышению производительности двигателя при критических нагрузках. Данный класс тоже считается устаревшим, однако еще используется.

ILSAC GF-4

Класс моторных масел ILSAC GF-4 был введен вместе со стандартом API SM в 2004 году. Он качественно отличается от прошлых стандартов: улучшены моющие свойства и топливная экономичность. Как и в маслах API SM, действует ограничение содержания фосфора в 800ppm (0,08%).

ILSAC GF-5

Стандарт ILSAC GF-5 был введен одновременно со стандартом API SN 1 октября 2010 года. Масла стандарта ILSAC GF-5 отличаются от масел предыдущих стандартов повышенными энергосберегающими свойствами (на 0,5% выше, чем у ILSAC GF-4), высокими требованиями к шламообразованию и совместимостью с системами снижения токсичности выхлопных газов. Главная особенность – возможность использования в двигателях, работающих на биотопливе.

ILSAC GF-6

Стандарт введен 1 мая 2020 года. ILSAC GF-6 основан на требованиях API SP и включает себя следующие улучшения:

  • экономия топлива;
  • сохранение экономии топлива;
  • сохранение ресурса двигателя;
  • защита от LSPI.
  1. Чистота поршня (Seq III)
  2. Контроль окисления (Seq III)
  3. Защита кулачка от износа (Seq IV)
  4. Защита двигателя от отложений (Seq V)
  5. Экономия топлива (Seq VI)
  6. Защита от коррозионного износа (Seq VIII)
  7. Предварительное зажигание на низкой скорости (Seq IX)
  8. Защита от износа цепи привода ГРМ (Seq X)

Действует ограничение на содержание фосфора до 0,08%. Стандарт ILSAC GF-6 подразделяется на две подкатегории.

ILSAC GF-6A

Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима.

ILSAC GF-6B

Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16, 0W-12 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для этой категории был введен специальный сертификационный знак – “Щит”.

Классификация моторных масел по ACEA

ACEA — это европейская ассоциация автопроизводителей, которая объединяет 15 крупнейших европейских производителей автомобилей, грузовиков, фургонов и автобусов. Она была основана в 1991 году под французским названием l’Association des Constructeurs Européens d’Automobiles. Изначально ее учредителями были: BMW, DAF, Daimler-Benz, FIAT, Ford, General Motors Europe, MAN, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo Car и AB Volvo. С недавних пор ассоциация открыла свои двери и для неевропейских производителей, поэтому сейчас организационными членами также являются Honda, Toyota и Hyndai.

Требования Европейской Ассоциации Европейских Автопроизводителей к смазочным маслам значительно превышают требования Американского Института Нефти. Классификация моторных масел ACEA была принята в 1991 году. Чтобы получить официальные одобрения, производитель должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям EELQMS, европейской организации, которая отвечает за соответствие моторных масел стандартам ACEA и состоять в ATIEL.

Класс Обозначение
Масла для бензиновых двигателей Ax
Масла для дизельных двигателей до 2,5 л Bx
Масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов Cx
Масла для дизельных двигателей свыше 2,5 л (для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации) Ex

Таблица №1 “Классификация моторных масел по ACEA”

В каждом классе существует несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами (напр., A5, B4, C3, E7 и т.д.):
1 – энергосберегающие масла;
2 – масла широкого потребления;
3 – масла повышенного качества с продленным сроком замены;
4 – новейшая категория масел с высочайшими эксплуатационными свойствами.

Чем выше цифра, тем выше требования к маслам (искл. A1 и B1).

ACEA 2021

Классификация моторных масел ACEA в апреле 2021 претерпела некоторые изменения. В новых спецификациях отдельное внимание уделяется оценке склонности смазочных материалов оставлять отложения в турбодвигателях и противостоять преждевременному воспламенению LSPI.

ACEA A/B: полнозольные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей

ACEA A1/B1

Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и больших градиентах сдвига экономят топливо и не теряют смазывающих свойств. Применяются только в случаях, специально рекомендованных производителями двигателей. Все моторные масла, за исключением категории A1/B1, являются стойкими к деструкции – разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их состав.

ACEA A3/B3

Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с промежуточным (не прямым) впрыском, работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла.

ACEA A3/B4

Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3.

ACEA A5/B5

Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхдлинным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.

ACEA A7/B7

Стабильные моторные масла, неизменно сохраняющие рабочие свойства на протяжении всего срока службы. Предназначены для использования в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, оснащенных непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре. Масла стандарта ACEA A7/B7 не подходят для использования в некоторых двигателях.

ACEA C: моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенные фильтрами твердых частиц (GPF/DPF)

ACEA C1

Малозольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработанных газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**. С выходом стандарта ACEA 2020 не используется.

ACEA C2

Среднезольные (Mid Saps) масла для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами, увеличивают срок их службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**.

ACEA C3

Стабильные среднезольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами; увеличивают срок их службы.

ACEA C4

Малозольные (Low Saps) масла для бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование масел с HTHS>3,5 mPa*s

ACEA C5

Стабильные, малозольные (Low Saps) масла для улучшенной экономии топлива. Предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование низковязких масел с HTHS не более 2.6 mPa*s.

ACEA C6

Масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).

Класс ACEA HTHS (сП) Зола сульфатная (%) Содержание фосфора (%) Содержание серы Щелочное число
A1/B1
A3/B3 >3.5 0.9-1.5
A3/B4 ≥3.5 1.0-1.6 ≥10
A5/B5 2.9-3.5 ⩽1.6 ≥8
A7/B7 ≥2.9 ≤3.5 ⩽1.6 ≥6
С1 ≥ 2,9 ⩽0.5 ⩽0.05 ⩽0.2
С2 ≥ 2,9 ⩽0.8 0.07-0.09 ⩽0.3
С3 ≥ 3,5 ⩽0.8 0.07-0.09 ⩽0.3 ≥6.0
C4 ≥ 3,5 ⩽0.5 ⩽0.09 ⩽0.2 ≥6.0
C5 ≥ 2,6 ⩽0.8 0.07-0.09 ⩽0.3 ≥6.0
C6 ≥2.6 to ≤2.9 ≤0.8 ≥0.07 to ≤0.09 ≤0.3 ≥4.0

Таблица “Классификация моторных масел по ACEA для двигателей легкового и легкого коммерческого транспорта”

ACEA E: моторные масла для дизельных двигателей тяжелонагруженного коммерческого транспорта

ACEA E2

Масла, используемые в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающих в средних и тяжелых условиях с обычными интервалами замены моторного масла.

ACEA E4

Масла для использования в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.

ACEA E6

Масла данной категории используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005%***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.

ACEA E7

Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Масла ACEA E7 также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенных системой снижения выброса оксидов азота***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. Снижают нагарообразование в турбокомпрессоре.

ACEA E8

C 2022 года заменяет категорию ACEA E6. Масла стандарта ACEA E8 производятся по технологии Low SAPS, т.е относятся к малозольным UHPD маслам с HTHS≥ 3,5 мПа•с. Новая спецификация направлена, прежде всего, на снижение вредных выбросов и повышение топливного КПД.

Стабильное масло с постоянными свойствами, обеспечивающее превосходный контроль чистоты поршней, износа, обработки сажи и стабильности смазки. Рекомендуется для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI и работающих в очень тяжелых условиях, например, со значительно увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителя. Оно подходит для двигателей с рециркуляцией отработавших газов, с фильтрами твердых частиц или без них, а также для двигателей, оснащенных системами снижения выбросов NOx SCR. Качество Е8 настоятельно рекомендуется для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, и предназначено для использования в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы.

ACEA E9

Масла для тяжелонагруженных дизельных двигателей с пониженной зольностью, отвечающие экологическим нормам до Евро-6 включительно и совместимые с сажевыми фильтрами (DPF). Моторные масла ACEA E9 применяются со стандартными интервалами замены.

ACEA E11

C 2022 года заменяет категорию ACEA E9. Масла класса ACEA E11 относятся среднезольным SHPD моторным маслам с высоким HTHS ≥ 3,5 мПа·с.

Стандарт ACEA E11 описывает стабильное масло, обеспечивающее эффективный контроль чистоты поршня и полировки канала цилиндров. Кроме того, оно обеспечивает превосходный контроль износа, работу с сажей и стабильность смазочного материала. Рекомендуется для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI, работающих в тяжелых условиях, например, с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителя. Оно подходит для двигателей с сажевыми фильтрами или без них, а также для большинства двигателей с рециркуляцией отработавших газов и для большинства двигателей, оснащенных системами снижения выбросов NOx SCR. E11 настоятельно рекомендуется для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, и предназначен для использования в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы.

Классификация моторных масел по SAE

Классификация вязкости моторных масел по стандарту SAE J300 признана во всем мире. По ней все масла делятся на:

  • зимние (обозначаются литерой W: SAE 0W, SAE 5W и т.д.)
  • зимние
  • всесезонные.
Класс вязкости SAE Проворачиваемость (CCS), мПас-с Прокачиваемость (MRV), мПа-с Кинеметическая вязкость при 100°C, не ниже Кинеметическая вязкость при 100°C, не выше Вязкость HTHS, мПа-с
0W 6200 при -35°C 60000 при -40°C 3.8
5W 6600 при -30°C 60000 при -35°C К
10W 7000 при -25°C 60000 при -30°C 4.1
15W 7000 при -20°C 60000 при -25°C 5.6
20W 9500 при -15°C 60000 при -20°C 5.6
25W 13000 при -10°C 60000 при -15°C 9.3
8 4.0 6.1 1,7
12 5.0 7.1 2,0
16 6.1 8.2 2,3
20 6.9 9.3 2.6
30 9.3 12.5 2.9
40 12.5 16.3 2.9*
40 12.5 16.3 3.7**
50 16.3 21.9 3.7
60 21.9 26.1 3.7

Классификация моторных масел JASO

JASO (Japanese Automotive Standards Organization) – Японская организация по стандартизации в области автомобилестроения. Классификация моторных масел JASO подразумевают разделение моторных масел на три категории.

Классификация моторных масел по JASO для двухтактных двигателей

JASO FB

Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии.

JASO FC

Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии.

JASO FD

Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии.

Стандарты масел по JASO для четырехтактных двигателей

JASO MA-2

Моторные масла с самым высоким коэффициентом трения. Идеальны для спортивных мотоциклов и больших нагрузок.

JASO MA-1

Моторные масла с средним коэффициентом трения. Подходят для мототехники с мокрым сцеплением и малой нагрузкой.

Спецификации моторных масел по JASO для дизельных двигателей

JASO DH-1

Класс масел для дизельных двигателей грузовых автомобилей, предусматривающий профилактику износа, защиту от коррозии, стойкость к окислению и негативному воздействию сажи. Масла рекомендуются для двигателей, не оборудованных сажевыми фильтрами (DPF). Допустима эксплуатация в двигателе, работающем на топливе с содержанием серы свыше 0,05%.

JASO DH-2

Класс масел для дизельных двигателей грузовых автомобилей, оснащенных такими системами доочистки выхлопных газов, как сажевые фильтры (DPF) и катализаторы. Масла соответствуют классу JASO DH-1 по требованиям защиты двигателя от износа, отложений, коррозии и воздействия сажи.

JASO DL-1

Моторные масла для малолитражных и остальных автомобилей, работающий в легких и умеренных условиях эксплуатации и имеющих предварительную очистку отработанных газов. Для топлива с долей серы ниже 0,005%.

Классификация моторных масел по ГОСТу

Государственный стандарт на моторные масла был принят в СССР еще в 1985 году. Последняя редакция принята в 2015-м. Российская классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1-2015 предусматривает обозначение, толкующее основную информацию об особенностях и сфере применения.

По классам вязкости

Согласно ГОСТ 17.479.1-2015, моторные масла разделяются на следующие классы:

  • зимние: 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8;
  • летние: 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • всесезонные, класс вязкости которых обозначают дробью – 3з/8; 4з/6; 4з/8 и т.д. Цифра в числителе указывает на принадлежность к одному из зимних классов, в знаменателе – к одному из летних классов.

Буква “з” указывает на то, что масло содержит полимерный загуститель. Чем больше числовое обозначение во всех описанных выше классах, тем выше уровень вязкости.

Класс вязкости ГОСТ 17479.1 2015 Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре плюс 100°С Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре минус 18°С, не более Примерный класс вязкости SAE
Не менее 3,8 1250 5W
Не менее 4,1 2600 10W
Не менее 5,6 6000 15W
Не менее 5,6 10 400 20W
6 Свыше 5,6 до 7,0 вкл. 20
8 Свыше 7,0 до 9,3 вкл. 20
10 Свыше 9,3 до 11,5 вкл. 30
12 Свыше 11,5 до 12,5 вкл. 30
14 Свыше 12,5 до 14,5 вкл. 40
16 Свыше 14,5 до 16,5 вкл. 40
20 Свыше 16,5 до 21,9 вкл. 50
24 Свыше 21,9 до 26,1 вкл. 60
3з/8 Свыше 7,0 до 9,3 вкл. 1250 5W-20
4з/6 Свыше 5,6 до 7,0 вкл. 2600 10W-20
5з/10 Свыше 9,3 до 11,5 вкл. 6000 15W-30
5з/12 Свыше 11,5 до 12,5 вкл. 6000 15W-30
5з/14 Свыше 12,5 до 14,5 вкл. 6000 15W-40
6з/10 Свыше 9,3 до 11,5 вкл. 10 400 20W-30
6з/14 Свыше 12,5 до 14,5 вкл. 10 400 20W-40
6з/16 Свыше 14,5 до 16,5 вкл. 10 400 20W-40

Таблица “Классификация моторных масел по вязкости ГОСТ”

По эксплуатационным свойствам

Группа моторного масла Рекомендуемая область применения Класс API
А Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели SB
Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников SC
Б2 Малофорсированные дизельные двигатели CA
В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений SD
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений CB
Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению SE
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений CC
Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Г1 SF
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях CD
Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 SG
Е2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д2 CF-4

Таблица “Классификация моторных масел ГОСТ по уровню эксплуатационных свойств”

Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – маслам для дизельных моторов.