Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по SAE (Общество Автомобильных Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:

Зимние масла при небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надежного смазывания двигателя).

Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);

Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.

Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 классов, отличающихся по вязкостно- температурным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указывающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой масло сохраняет работоспособность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло

остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.

Класс вязкости всесезонного масла обозначают через дефис (-), например 10W-40; причем, чем больше разница первого и второго чисел в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.

Также существует принятая во многих странах классификация API (Американского Нефтяного Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:

первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),

вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА предназначены для нефорсированных двигателей, сконструированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высокофорсированных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации

при высоких нагрузках (модели выпуска с 1989 года).

На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом многие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее характерно только для моторных масел для легковых автомобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характеризующие состав масла. Масла бывают

минеральные (полученные из нефтепродуктов),

синтетические,

полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).

Такое деление вполне оправдано, поскольку минеральные и синтетические масла отличаются по вязкостно-температурным

характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену.

В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел: SAE – Общество автомобильных инженеров;

API – Американский институт нефти;

ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.

ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел. Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Таблица маркировки и классификаций моторных масел SAE

Класс (по вязкости; чем больше число, тем больше вязкость)

Обозначение (« W » – от слова winter – зима

Зимние (6 классов)

SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W

Летние (5 классов)

SAE 20, 30, 40, 50, 60

Всесезонные

SAE 10W-40, 15W-30 и т.д.

Масло с маркировкой 5W – наиболее жидкое на холоде, применяется в любые морозы. Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мо- тора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата). Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при

температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате – подходящее масло для езды круглый год.

Масло с маркировкой 20W – для районов, где температура редко опускается до -20°С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.

Маркировка моторных масел SAE API ACEA

Таблица маркировки и классификаций моторных масел по API

классификация моторных масел по API

Классификация моторных масел по API

Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;

Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин. В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.

В настоящее время категория S состоит из 12 классов моторных масел – SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.

Класс API

Эксплуатационные условия

Категория S

SH

Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.

SJ

Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве.

SL

Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел.

SM

Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам.

SN

Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе.

Категория С

CH-4

Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях.

CI-4

Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию,

деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге.

CJ-4

Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при

содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

Таблица маркировки и классификации моторных масел по ACEA

Маркировка моторного масла ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12); C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);

E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

Маркировка моторных масел SAE API ACEA

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

классы по кинематической вязкости; группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы: летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;

зимние – 3, 4, 5, 6;

всесезонные – 3З/8, 4З/6, 4З/8, 4З/10, 5З/10, 5З/12, 5З/14, 6З/10, 6З/14, 6З/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при температуре 100 °С

Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм2/с, не более

не менее

не более

3З

3.8

1250

4З

4.1

2600

5З

5.6

6000

6З

5.6

10400

6

5.6

7.0

8

7.0

9.3

10

9.3

11.5

12

11.5

12.5

14

12.5

14.5

16

14.5

16.3

20

16.3

21.9

24

21.9

26.1

3З/8

7.0

9.3

1250

4З/6

5.6

7.0

2600

4З/8

7.0

9.3

2600

4З/10

9.3

11.5

2600

5З/10

9.3

11.5

6000

5З/12

11.5

12.5

6000

5З/14

12.5

14.5

6000

6З/10

9.3

11.5

10400

6З/14

12.5

14.5

10400

6З/16

14.5

16.3

10400

Таблица маркировки и классификации моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов маркировки моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Категория ILSAC

Год введения

Описание

ILSAC GF-1

Устарела

Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-

XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60

ILSAC GF-2

1996

Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20

ILSAC GF-3

2001

Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.

ILSAC GF-4

2004

Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к

образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов.

ILSAC GF-5

2010

Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к

образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.