SAE – это сообщество автомобильных инженеров (англ. Society of Automobile Engineers , SAE) — источник технической информации и опыта, используемого в разработке, производстве, обслуживании и управлении транспортных средств для использования на земле или море, в воздухе или космосе.

SAE классификация масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), подразделяет масла на классы по текучести, т.е. способности масла течь и одновременно “прилипать” к поверхности металла. Она действует в Европе, США, Японии и других странах.

Для справки.

Вязкость жидкости – это выражение внутреннего трения ее молекул друг с другом. Считается, что вязкость – это сопротивление, которое препятствует передвижению одной частицы масла.

Кинематическая вязкость моторных масел измеряется при двух температурах (40°С и 100°С) в

сантистоксах (сокращенно cST или сСт). Она и измеряется, например, в капилляр-визкозиметрах, как время вытекания определенного количества масла из очень узкого сосуда при воздействии силы тяжести в мм2/с.

Динамическая вязкость измеряется в миллипаскаль-секундах при температуре 150°С (сокращенно: mPas или мПа·с).

Прокачиваемость – способность масляного насоса прокачать масло при минимальной температуре.

Проворачиваемостъ – способность стартера проворачивать двигатель при минимальной температуре.

Класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером (первая слева

колонка), прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах

трения (вторая слева колонка), и надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме.

Классификация SAE J 300

Ниже приведена таблица со значениями вязкости моторных масел и их характеристиками, взятыми из стандарта SAE J300.

Стандарт Максимальный температурный предел для холодного запуска МПА*с Температурный предел для прокачиваемости при отсутствии напряжения сдвига Минимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 0С Максимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 0С вязкость при высоких скоростях сдвига при 150 0С
0W 6200 при -35 0С 60000 при -40 0С 3.8 не определяется не определяется
5W 6600 при -30 0С 60000 при -35 0С 3.8 не определяется не определяется
10W 7000 при -25 0С 60000 при -30 0С 4.1 не определяется не определяется
15W 7000 при -20 0С 60000 при -25 0С 5.6 не определяется не определяется
20W 9500 при -15 0С 60000 при -20 0С 5.6 не определяется не определяется
25W 13000 при -10 0С 60000 при -15 0С 9.3 не определяется не определяется
15 не определяется не определяется 6 8.1 2.2
20 не определяется не определяется 5.6 9.3 2.6
30 не определяется не определяется 9.3 12.5 2.9
40 не определяется не определяется 12.5 16.3 2.9 для классов 0W-40,5W-40,10W-40 или 3.7 для классов 15W-40,20W-40,25W-40,40
50 не определяется не определяется 16.3 21.9 3.7
60 не определяется не определяется 21.9 26.1 3.7

* Вязкость измеряется по методу ASTM D 5293 на вискозиметре CCS.

** Вязкость измеряется по методу ASTM D 4684 на вискозиметре MRV; напряжение сдвига не допускается при любом значениии вязкости.

*** Вязкость измеряется по методу ASTM D 445 на капиллярном вискозиметре (кинематическая).

**** Вязкость измеряется по методам ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90 на коническом имитаторе подшипника.

*a Это значение для классов SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40.

*аа Это значение для классов SAE 40, 15W-40, 20W-40, 25W-40.

Классификация подразделяет моторные масла на шесть зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60). В этих рядах большим

числам соответствует большая вязкость. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых

указывает зимний, другой — летний класс, например, SAE 5W-30 или 10W-40, 15W-40, 20W-50 и т. п.

Классификация SAE J 300 APR 97 для зимних масех устанавливает максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С. Для летних масех установлены пределы

кинематической вязкости при 100° С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1.

Всесезонные масла отвечают требованиям к одному из зимних и к одному из летних масел одновременно, т. е. обладают очень пологой зависимостью вязкости от температуры. Это достигается загущеннием маловязких масел специальными макрополимерными присадками, повышающими индекс вязкости, иначе говоря,

загущающими масло в области высоких температур больше, чем в области низких

температур, и (или) использованием синтетических компонентов в качестве основы масла.

Примерное соответствие российской (ГОСТ 17479.1-85) и SAE классификаций

Класс пo SAE

Россия

Кинематическая вязкость при 100°С(мм2/с)

Назначение

Min

Max

0W

3,8

Зимние

5W

3,8

10W

4,15

15W

5,6

20W

5,6

25W

9,3

20

6

5,6

<9,3

Летние

8

5,6

<9,3

30

10

9,3

<12,5

30

12

9,3

<12,5

40

14

12,5

<16,3

40

16

12,5

<16,3

50

20

16,3

<21,9

60

21,9

<26,1

5W20

3з/8

Всесезонные

10W20

4з/6

10W20

4з/8

10W30

4з/10

15W30

5з/10

15W30

5з/12

20W30

6з/10

20W30

6з/12

20W40

6з/14

20W40

6з/16

Обращаем внимание на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE

существенно различаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемоего для пуска двигателя, от

производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструктивных, технологических и

эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива квалификация водителя и т. п.).

Сочетание значений вязкости летнего и зимнего сортов масла не означает арифметического сочетания свойств вязкости. Так, например, масло 5W-30

рекомендовано к эксплуатации при температурах окружающей среды от —30 до

+20°С. Вместе с этим летнее масло 30 может работать при температурах до 30°С, но только выше нуля.

В целом же термин “рекомендовано к эксплуатации” очень и очень условный.

Каждый двигатель каждой марки автомобиля отличается уникальным сочетанием степени форсированности, теплонапряженности, особенностей конструкции,

применяемых материалов и так далее, вплоть до качества обработки поверхностей.

Таким образом, владельцу Subaru не следует слепо использовать таблицу допустимых температур Chrysler.

Для автомобилей «Жигули» эта таблица выглядит следующим образом

Класс по SAE

Рабочий диапазон температур,°С

5W30

от-30 до +20

5W40

от-30 до +35

5W50

от-30 до +45

10W30

от-30 до +20

10W40

от-25 до +35

10W50

от-25 до +45

15W30

от-20 до +35

15W40

от-20 до +45

15W50

от-20 до +45

20W30

от-15 до +40

20W40

от-15 до +45

20W50

от-15 до +45